Выбор споттера: плюсы и минусы

23.05.2016

В каждом кузовном цеху автосервиса, как правило, есть споттер - это сварочный аппарат контактной сварки для выправления вмятин. Обращаясь к истории авторемонта, невероятно представить, как раньше обходились без споттера, работая обычным молотком и поддержками. Появление споттера значительно облегчило работу жестянщика. Выправление стальных деталей кузова стало проще и быстрее, нет необходимости в полной разборке детали, появилась возможность быстрой выправки без доступа к обратной стороне.

Как работает споттер?

Принцип работы споттера прост: благодаря наличию электрического сопротивления в месте контакта с деталью при пропускании тока в момент замыкания цепи происходит сильный разогрев и приваривание электрода из более мягкой стали к ремонтируемой детали. Далее, с помощью обратного молотка устраняют вмятину, и в заключении аккуратно отламывают электрод от точки сварки. При необходимости процедуру повторяют. Всё просто и понятно при условии, если аппарат корректно настроен, и правильно подобраны расходные электроды.

Что здесь важно?

Электрод в точке ремонта должен быть слегка зафиксирован путем приваривания и ни в коем случае не должен ввариваться или прожигать отверстие. Электрод не должен отрываться от удара обратного молотка, но при этом должен легко отламываться в любой момент. Сила тока и длительность импульса сварки рассчитываются в зависимости от  толщины стальной детали и формы электрода. Сочетание этих величин (A+t) позволяет легко, качественно и быстро выполнять сложные операции без переделок. Неправильный выбор одной из этих величин приводит к порче детали, увеличению времени и материальных ресурсов на исправление испорченного. Но иногда отдельные производители дешёвых споттеров искажают эти параметры, указывая завышенные значения (например, для трансформатора, а не для электрода). При недостаточной мощности споттера производителям ничего не остаётся, как увеличить продолжительность импульса, тем самым перегревая точку прихвата электрода.

Ещё чаще производители предлагают пользователю самому настраивать силу тока и продолжительность импульса, полагаясь на прочтение им инструкций и схем, прилагаемых к споттеру. Но, как известно, к инструкции прибегают в самый последний момент, если она вообще имеется и понятно написана.

Можно ли сделать удобный споттер с интуитивно понятным управлением, при котором отсутствие под рукой инструкции будет не так критично?
 

Вот что  для современного споттера важнее всего:

  • Небольшой вес и габариты, которые дадут необходимую манёвренность в загруженном цеху
  • Достаточная мощность и КПД, возможность подключения к однофазной сети 220В 16А, подключение к стандартным розеткам  автомастерской или гаража
  • Простой и понятный дисплей управления, исключающий ошибки оператора при настройке программ для разных электродов
  • Невысокая цена  -  требование, с которым трудно не считаться.
     

Что можно предложить?

Споттер HAMMER TT производится в Европе. Масса аппарата – не более 14 кг, а размеры не превышают размеры футбольного мяча. Благодаря полностью медной электропроводке, включая трансформатор, и качественному медному стержню обратного молотка удалось достичь максимального КПД при энергопотреблении 2,3 кВт.

HAMMER TT создан для профессионального применения в промышленных условиях и позволяет ремонтировать стальные детали кузова любой сложности. Выбор инструмента осуществляется единственным поворотным регулятором на панели управления, что значительно сокращает время и исключает ошибки, связанные с настройкой длительности импульса.

Споттер используется в автомастерских для ремонта кузова, где облицовочный металл в среднем имеет толщину: 0,6 - 0,8 – 1,0 мм. Учитывая эти значения, стало возможным создать аппарат, автоматически вычисляющий параметры сварки. Остаётся выбрать необходимый инструмент с помощью поворотного регулятора. «Синергия» значительно ускоряет и упрощает работу, исключая ошибки.

Часто задаваемый вопрос: «Хватит ли споттеру мощности для выправки порогов и стоек». Ответ: «Да, если электроды использовать по назначению». Разве выправляющие аксессуары нужно сильно вваривать? Есть специальные кольца и приспособления для увеличения усилия вытяжки до 4 тонн, которые помогут минимизировать повреждения от сварки.

Мощности аппарата достаточно для приваривания треугольников и колец током 800 – 1000 А, волнистой проволоки -  1000 – 1200 А, медным электродом – 1400 А, разогреть поверхность графитовым электродом током 2200 А и осадить выпуклости после приваривания треугольника.

Споттер не может выполнять сварку клещами, так как для сварки современных сталей требуются токи  9000 – 13000 А, которые может обеспечить только инверторный блок, а это уже совсем другие сварочные аппараты с иными технологиями.